История одного артемовского здания: от синагоги до продуктовой лавки

Здесь молились, ваяли и взлетали ввысь

Ровно 150 лет назад в Бахмуте на улице Малой Харьковской (ныне улица Советская) появилось здание, которое пережило войны и революции, меняя своё назначение вслед за лихими поворотами большой истории. Дом прошёл долгий путь от Хоральной синагоги, построенной на пожертвования истово верующих еврейских врачей, музыкантов и торговцев до (о, ухмылка судьбы!) продуктовой лавки времён нашего дикого капитализма!

Здание с гармоничными пропорциями в эклектичном стиле, поскольку присутствуют элементы готики, модерна и классики, представляет ценность как пример типичной европейской архитектуры середины XIX века, - записали в архитектурный паспорт современные исследователи исторических памятников. Но основную ценность корреспондент «Донбасса» нашла всё-таки в людях, которые в разное время наполняли эти стены жизнью и смыслом… 

 Синагога. Открыли и закрыли по просьбе трудящихся

- В дореволюционном Бахмуте каждый четвертый житель был евреем. Причём жили-поживали тут не пришлые, а коренные бахмутчане в нескольких коленах. И быт свой они обустраивали основательно, активно жертвуя на строительство и функционирование школ, больниц, училищ. И, конечно, синагог, которых в дореволюционном городе было две, -  рассказывает научный сотрудник краеведческого музея Евгения Дьяконова.

Синагоги стояли рядом друг с другом, Хоральная была угловая, очень красивая, большая. Раввином был Исаак Гительсон, который вместе с супругой Ревекой Львовной объединял вокруг себя религиозную общину города. В комнате еврейской общины в музее сохранились снимки, на которых пара с достоинством позирует местному фотографу.

В 1923 году синагогу закрыли, культовое учреждение «попало под раздачу» вместе с православными храмами, о чём, естественно, в духе того времени письменно «попросили» власть тысячи рабочих: 

 «…Пятилетний план, ликвидация безработицы являются новыми ударами по старому режиму, невежеству и религии. А разве закрытие синагог и церквей не являются одним из тяжких ударов рабочего класса по капитализму? Да, мы закрываем все щели...»

К сожалению, усилия воинствующих атеистов дали свои результаты: через много десятилетий, когда стали восстанавливать храмы, никто из артёмовских евреев не озаботился возрождением синагоги на историческом месте. Потеряны главные корни…

А так 150-летнее здание выглядит сейчас: все архитектурные элементы остались на месте.

Мастерская. Отсекая всё ненужное

Здание долго не пустовало: в городе, где купеческие дома были национализированы, всё равно чувствовался дефицит места для разных общественных нужд. И когда скульптор Иван Кавалеридзе выиграл всесоюзный конкурс на создание памятника погибшему в 1921 Артёму (Сергееву), который было решено поставить в Бахмуте, здание на Малой Харьковской стало мастерской. Там в течение года скульптор с бетонщиками отцом и сыном Орленко создал свой шедевр, глядя на который, власти вскоре приняли решение о доверии скульптору гигантского постамента в Святогорье. 

На открытии бахмутского памятника, которое, по свидетельству очевидцев, затянулось до глубокой ночи, было решено переименовать город в Артёмовск. А скульптура, действительно, получилась, грандиозной в любимом Кавалеридзе стиле кубизма. Один из участников торжественного митинга выразился так: «Сделано не по фотографии, а по биографии». И прочности он оказался небывалой: когда фашисты задумали взорвать памятник, им это не удалось, пришлось фигуру разбивать на куски и разрезать автогеном. Отдельные части памятника вывозили за город, а постамент так и остался стоять ещё долгие годы.

Сейчас на главной городской площади стоит совсем другой Артём, более стандартный и похожий на десятки подобных памятников. А тот, довоенный, остался только на фотографиях.

Аэроклуб. И герои, и штрафники

В воздухе запахло войной: в тридцатые годы в здание переехал филиал константиновского аэроклуба, а в 1938 - он уже отдельное заведением которое до эвакуации в Самарканд в 1941 выпустило несколько десятков лётчиков. Четверо из них получили звание Героя Советского Союза, именем Вольфа Корсунского даже названа одна из городских улиц. Но военные судьбы «ставших на крыло» на Малой Харьковской оказались разными… 

- Мне было чуть больше семнадцати лет, когда, сдав в аэроклубе на пилота, я решил, что не хочу отсиживаться в тылу. Но до фронта не добрался, а когда вернулся назад в аэроклуб, меня объявили дезертиром. Так я попал в лагерь, а потом - штрафбат. Больше мне знания лётного дела не пригодилось: всю войну я прошел пехотинцем, - рассказывает 80-летний житель Артёмовска Николай Костенко.

Он вспоминает и судьбу своего друга, авиационного механика Ивана Гергиевского, который попал в плен и, улучив момент, «угнал» немецкий военный самолёт. За линией фронта свои героя встретили... и тут же отправили на Колыму на 10 лет. 

Библиотека. Что читали в оккупации

«Бахмутська міська бібліотека» - такой штамп есть на некоторых дореволюционных книгах в артёмовских хранилищах. И сделан он именно в здании, которое освободилось после эвакуации аэроклуба, где буквально в первые месяцы оккупации фашисты организовали общественную библиотеку с читальным залом, собрав около 200 тысяч томов художественной и технической литературы со всех научно-образовательных учреждений города.

История этого храма знаний полна боли и противоречий. После пожара в здании городского театра, где была библиотека в советское время, каратели повесили десять мирных жителей, долгое время утверждая, что подожгли её советские войска при отступлении. Но при этом нарочито культурно в местной прессе оккупанты попросили читателей, которые не успели сдать книги в библиотеку из-за пожара, вернуть их в новую.

Заведующая библиотекой, Мария Флориановна Сергунина, была репрессирована сразу после освобождения города советскими войсками: простить выдачу книг при оккупантах ей не смогли. Хотя в библиотеку приходили и обычные горожане: кто знает, может быть, шедевры мировой литературы помогли кому-то пережить тяжёлые времена военного лихолетья.

- В областном архиве совсем недавно я обнаружил 15 уникальных читательских формуляров того времени. Несколько немцев интересовались книгами по геологии. 17-летний Гриша Вильковский читал Джека Лондона, Рабле, Байрона. Пожилой адвокат Степан Козлов просил Герцена и Чуковского, а полицай Садименко - Леонардо и Шиллера. Из окружного штаба присылали за русско-украинским словарём, а переводчица Екатерина Шумахер, работающая на местной мельнице, брала произведения Чехова и Вольтера. Вот такой интересный культурный срез получился, - рассказал научный сотрудник краеведческого музея Игорь Корнацкий.

Научный сотрудник музея Игорь КОРНАЦКИЙ показывает, какой Хоральная синагога была до революции  (графика Сергея Садчикова, из серии работ «Старинные здания Бахмута»).

Цех и магазин. Реалии современности

После войны ещё какое-то время в здании находилась библиотека, которая потом переехала в центр города. А дом на углу Советской был передан артёмовскому филиалу общества слепых, которое его использовало как производственный цех. Сумеречное помещение даже не требовало особой перестройки и оснащения: радиодетали и укупорочные товары вручную изготавливали здесь незрячие рабочие. В годы перемен дела УТОСа стали ухудшаться, вскоре производство и вовсе остановилось.

Десять лет назад историческое здание приобрёл нынешний хозяин, и в год его 150-летия дом отремонтировали и открыли в нём продуктовый магазин.

- Прежде чем купить его для магазина, я даже обращался в исполком, чтобы узнать его историю. Но там мне ответили, что ничего конкретного они не знают. Но о том, что здесь была синагога, я знал. И когда мы делали ремонт, постарался максимально сохранить исторический вид дома. Убежден, что историю нужно беречь, особенно в таком старинном городе, как Артёмовск: очень важно не забывать, что было до нас, -  считает предприниматель Леонид БОГАЧЕНКО, нынешний владелец здания.

Возможно, на этом исторические превращения здания и не закончатся. Поговорим об этом лет эдак через 150…

Елизавета ГОНЧАРОВА, газета "Донбасс". Фото автора.